Истрия: сбор дикого фенхеля и радиккио

Следующий наш поход – спонтанный вечерний сбор дикого фенхеля и радиккио. Впервые попав на рынок Пореча, я не обнаружила в продаже зелени. Есть листовой салат, мангольд, изредка гигантская петрушка. Редкие шалфей, лаванду и базилик можно встретить только в виде рассады в горшках. Объяснить ситуацию очень просто. Население Хорватии – около 4 млн человек, как в Киеве. Страна состоит из небольших городков. Кроме Загреба, Дубровника и Сплита, где есть огромные городские фермерские рынки), большинство населения живет в домах и климат позволяет выращивать в саду любую зелень, по вкусу. Так и делают. В нашей итальянской части Хорватии, на полуострове Истрия, популярны как раз фенхель, майоран, петрушка, мята и розмарин. Даже у нас во дворе всегда можно найти мелиссу, мяту, майоран, розмарин, фенхель, шалфей и лаванду.

Есть и вторая сторона, объясняющая небольшой ассортимент продуктов на рынке. Почва и море просто не способны накормить приезжающее сюда количество туристов. Сейчас, чтобы купить самую свежую рыбу у рыбака нужно “знать человека, который знает человека..”. Маленькие местные рыбные лавки практически полностью вытеснены сетями супермаркетов. Глобализация in action. Конечно, такие лавки еще есть. Но пара витрин с рыбой с 7 до 13 и с 17 до 20 часов не удовлетворят большинства туристов. Традиции 4-5 часовой сиесты и выбор “из того что сегодня попалось в море” понимает только местное население. Приезжий сделает выбор в пользу 24/7 магазина, где кроме ветки розмарина и 1 кг мидий он еще купит масло, пасту, пару сыров, сникерс, кока-колу и багет. (А зря, какие здесь пекарни!).

Итак, к сбору. Эдо, наш landlord и гастрономический энтузиаст-проводник, повез нас к подножью холма, где вдоль реки расположилась просто таки поляна дикого ароматного фенхеля. “Не уверен, что торговцы с рынка знают о таких местах! – говорит он. А если и узнают, через пару месяцев здесь уже ничего не будет”. Мы собираем только пряную зелень. 2 огромные охапки. Фенхель здесь добавляют в блюда тушения – с бараниной, свининой, копчеными ребрами и пршутом, обязательно чечевицей, горохом или фасолью, и морковью. Очень вкусно.

 

Дикий радиккио растет прямо посреди дорог. Когда-то здесь были сельскохозяйственные угодья. Давно, когда земля еще принадлежала Италии. Сейчас на невостребованных полях пасут скот. Поля разбавлены редкими усадьбами мелких фермеров. Мы вырываем дикий цикорий под корень. В мае он уже не такой нежный, поэтому готовить его следует не как салатную зелень, а как горьковатую пряную траву. Добавляем в супы и тушения. Отвариваем в подсоленном кипятке 3-4 мин и готово – в рыбный суп, рагу.

Далее решаем подъехать ближе к лесу, найти еще немного спаржи и блушта. Эдо показывает вышки для охотников, в регионе очень много дикий животных. Слышим “У-у!”, я спрашиваю кто это: волк? Собака? “Нет” – отвечает Эдо, изображая руками огромные рога. Самец косули. Переходим через навесной мост и оказываемся у заброшенной мельницы. “В войну на этих сколнах скрывались хорватские военные, немцы не могли здесь ориентироваться. Военные жили в лесах, питались здесь.” (я вспоминаю про трюфели, дичь, смотрю на спаржу и фенхель в руках – да, выжить можно).

Возвращаемся домой.

 

 

Свежая кефаль на гриле требует только соли и черного перца. Периодически смазываем рыбу небольшим пучком пряно-ароматных трав. Все.